Scala Nuova, как раньше назывался Кушадасы, своим возникновением обязан обмелению старых гаваней Эфеса и Милета, отчего генуэзские торговцы в XIV веке получили от византийского императора разрешение найти новое место для стоянки своего торгового флота. Изгнанные в XVI веке османами, итальянцы после Первой мировой войны ненадолго вернулись назад – небольшое интермеццо, которое в 1922 году пресекли турецкие войска под командованием Ататюрка. В 1960-е годы в порт стали приходить круизные теплоходы с состоятельной публикой, для которой Турция соглашалась слегка приподнять свою восточную чадру. Массовый поток туристов из-за границы хлынул в Кушадасы лишь в 1980-е годы, и буквально за несколько лет маленький портовый городок превратился в шумный курорт, поначалу англоязычный, а затем всё более и более интернациональный. Местный яхтенный порт сегодня является вторым по величине (после Мармариса) на турецком Средиземноморье.
Пульсирующее сердце города – это его Старый порт (2) , неподалёку от которого есть очень примечательный караван-сарай (хан) (3) , построенный в 1618 г. при великом визире Окюз Мехмет-паше. Во внутреннем дворе, обсаженном бугенвиллиями и пальмами, ковровые лавки на первом этаже мирно соседствуют с элегантным отелем, устроенным наверху.
К порту примыкает Калеичи (Kaleiçi, «Старый город»), где можно побродить по базару (4) . Сувенирные, ковровые и ювелирные лавки, так же как и здешние кафе и рестораны, ориентированы на массового покупателя. Здесь ещё сохранилось в почти первозданном виде несколько переулков, и в них можно уловить дух прежней Турции.
Совсем не турецкая, а скорее англо-американская атмосфера царит на Паб Лейн (Pub Lane) (5) . Собственно, улица называется Барлар Сокак (Barlar Sokak), что точнее переводится как Bar Street, «улица баров». Это примерно двухсотметровый спуск, сплошь обставленный пивными барами и дискотеками. Чувствительным натурам лучше преодолевать его заткнув уши, поскольку каждая пивная стремится превзойти соседнюю по уровню громкости.
Западнее порта на небольшом острове Гюверджинада (Güvercinada, «Голубиный остров») (6) , связанном дамбой с материком, лежит старый Византийский форт. Здесь хорошо отдыхать в чайханах и в красивом парке с олеандрами и пальмами – конечно, в те часы, когда не накапливается слишком много посетителей. С острова виден мыс Йыланджи (Yilanci) (7) , где, как полагают, в античные времена находился ионийский Неаполис. Дальше к югу простирается прекрасный и очень популярный пляж Кадынлар (Kadinlar) (8) , больше известный под названием «Ladies Beach»
Первое место среди достопримечательностей в окрестностях Кушадасы, без сомнения, делят руины Эфеса и небольшой турецкий город Сельчук (Selçuk) (20) (24 000 жителей), который находится неподалёку от развалин некогда всемирно известного города, а отчасти прямо на них.
Основанный ещё в 1929 году **Археологический музей (1) с хорошо организованной экспозицией античных находок служит превосходным дополнением к экскурсии по древним руинам. К самым значительным его экспонатам относятся две богато украшенные мифологическими мотивами *статуи Артемиды – римские копии с утраченного оригинала архаического периода, найденные под Пританионом, а также многочисленные фризы и скульптуры эллинистического и римского периодов: среди них «Одиссей и Полифем» и «Лежащий воин».
Это маленькое местечко лучше осматривать не спеша. Очень живописны сохранившиеся в центре городка столбы византийского акведука (2) , на которых гнездятся аисты.
Южнее Византийской крепости (3) VI века, закрытой для посетителей, на холме Айясолук (Ayasoluk) лежат развалины *базилики Св. Иоанна (4) , которая была сооружена при императоре Юстиниане I (527–565 гг.). Она имела размеры приблизительно 110 x 140 м и долгое время оставалась одной из крупнейших византийских церквей и местом паломничества христиан. Считается, что она была возведена как раз над тем местом, где находится могила апостола Иоанна (у главного алтаря). После прихода сельджуков церковь была превращена в мечеть, а около 1370 года почти полностью разрушена землетрясением. Заново установленные колонны и своды портала позволяют представить себе прежние размеры и мощь этого великолепного здания.
С холма видна возвышающаяся в западной части долины *мечеть Иса-бея (Isa Bey) (5) – сооружение с величественным порталом, построенное при этом сельджукском правителе в 1375 году и больше похожее на крепость. Минбар (кафедра) и михраб (молельная ниша) в мечети выполнены из мрамора, а некоторые из колонн в её внутреннем дворе принадлежали когда-то базилике Св. Иоанна.
Пройдя мимо старого хамама (турецкой бани) (6) 1372 года постройки, вы попадёте на почти пустое поле, где в былые времена блистал храм Артемиды (7) (Артемизион). Это сооружение длиной 125 м и шириной 60 м считалось одним из семи чудес света античного мира – наверняка не последнюю роль в этом сыграла щедрая поддержка лидийского царя Крёза в VI веке до н. э. Здесь, в Малой Азии, оно служило культу Артемиды, вобравшему в себя традиционные элементы культа богини плодородия Кибелы. В 356 году до н. э., как гласит античная легенда, храм поджёг грек Герострат, движимый желанием прославиться. (Есть, правда, версия, что Герострат задолжал храму и просто решил избавиться от долговых расписок).
В наши дни останки чуда света выглядят плачевно: только одна-единственная колонна выдержала испытание временем.
По пути из Сельчука в Эфес можно увидеть некрополь пещеры Семи спящих (8) . По преданию, с началом систематических гонений на христианство при императоре Деции (249–251 гг.) там нашли убежище семеро молодых христиан. Они были замурованы в этой же пещере, но вновь пробудились после двухсотлетнего сна, когда христианство уже было государственной религией
Не более чем в 3 км от Сельчука, в устье реки Малый Меандр (Küçük Menderes), раскинулся, пожалуй, самый знаменитый в наше время античный город на побережье Малой Азии – город Эфес (Efes) (21) . Ионийские греки примерно в 1200 году до н. э. основали поселение рядом с древним святилищем анатолийской богини плодородия Кибелы. Под греческим влиянием культ этой богини уступил место культу эфесской Артемиды. После периода правления лидийского царя Крёза здесь сменяли друг друга греки и персы, пока этот процветающий город не достался в 190 году до н. э. Пергамскому царству. Когда Пергамское царство отошло римлянам (133 г. до н. э.), Эфес стал столицей римской провинции Азия.
При римских императорах он превратился в один из крупнейших городов античного мира с населением более чем 200 000 человек. В 330 году Константин I Великий провозгласил Византию (Константинополь) новой столицей. Вызванный этим постепенный упадок Эфеса ещё больше ускорился из-за обмеления гавани. Землетрясения и набеги арабов в 668 и 718 годах принесли новые разрушения. Завоёванный сперва сельджуками (1304 г.), потом монголами (1402 г.) и османами (1426 г.), некогда самый роскошный город Малой Азии на несколько столетий превратился в груды развалин.
В результате раскопок, ведущихся с 1869 года под руководством австрийцев (недаром в Венском Хофбурге есть Эфесский музей с Парфянским фризом), здесь были обнаружены самые обширные и лучше всего сохранившиеся остатки древнего города на территории Турции. Большинство раскопанных построек относится к римской эпохе.
Миновав вход, вы видите справа площадь Верулана (9) (II в.), а слева театр-гимнасий (10) (II–IV вв.), который, как полагают, был крупнейшим оздоровительным заведением города.
Первая важная достопримечательность на вашем пути – это Большой театр (11) I века. Хорошо сохранившееся сооружение диаметром 130 м с 66 рядами могло вместить примерно 25 000 человек. В 53 году н. э. оно стало ареной драматического конфликта, когда верные Артемиде эфесцы жестоко ополчились на пребывавшего в городе апостола Павла за его миссионерскую деятельность (Деяния апостолов, 19, 23–40).
С верхних рядов отчётливо видна Аркадиана (12) (украшенная колоннами портовая улица), который по прямой тянется на запад мимо портового гимнасия (13) и портовых терм (14) туда, где находилась ныне пересохшая гавань (15) великого античного города.
У театра начинается ведущая на юг Мраморная улица 16) , с одной стороны которой лежит Нижняя Агора (17) (рыночная площадь) квадратной формы, некогда окаймлённая торговыми лавками. Длина её боковых сторон равна 118 м.
В конце Мраморной улицы с правой стороны стоит двухэтажное здание знаменитой библиотеки Цельса (18) – жемчужина римской архитектуры. Она носит имя римского проконсула и наместника Тита Юлия Цельса, который умер здесь в 114 году н. э. и был погребён в библиотеке, в то время роскошно отделанной разноцветным мрамором.
У библиотеки Цельса на юго-восток сворачивает *улица Куретов, поднимаясь затем к Верхней Агоре. С левой стороны от дороги находится здание, в котором, видимо, был публичный дом (19) . Справа стоит Октогон (20) , восьмигранный мавзолей египетской принцессы Арсинои IV. В своих притязаниях на престол она проиграла Клеопатре VII (51–30 гг. до н. э.), известной своими любовными связями с двумя полководцами, Юлием Цезарем и Марком Антонием, и жила в изгнании в Эфесе.
Настоящее архитектурное сокровище – небольшой **храм Адриана (21) , поражающий своим богатым убранством. Это святилище, большей частью восстановленное, служило культу личности римского императора (117–138 гг.). На замковом камне архитрава изображена фигура богини Тихе, являющей собой символ удачи торгового города. С севера к храму примыкают когда-то многоэтажные термы Схоластики (22) (III в.).
На противоположной стороне улицы Куретов находятся обнаруженные всего несколько лет назад *нагорные дома (23) (отдельный вход) с добротными фризами, цветной настенной живописьюи искусной мозаикой (образцы выставлены в музее города Сельчук). Частные бани и гипокаусты (отопительные системы под полом) свидетельствуют о высоком уровне благоустройства домов элиты при римских императорах. Крыши домов реконструированы в соответствии с античными образцами.
Далее слева находится *Нимфеон Траяна (24) – роскошный фонтан, украшенный в античное время статуями императора (98-117 гг.) и других сановников, а ещё дальше ворота Геракла (25) с рельефом, изображающим греческого героя.
В конце улицы Куретов стоит памятник Меммию (26) . Он датируется I веком до н. э., а значит, является одним из древнейших обнаруженных сооружений города.
Культу римского императора служил храм Домициана (27) , который после свержения принцепса (81–96 гг.) был освящён в честь его отца Веспасиана (69–79 гг.), построившего в Риме всемирно известный Колизей. В цокольном этаже храма находится Музей эпиграфики.
Верхняя Агора величиной 58 x 160 м была политическим центром Эфеса. В западной её части стоит Нимфеон Поллио (28) (93 г. до н. э.), первоначально украшенный статуями. Римский архитектор Поллио снабдил этот огромный город водопроводом.
К северу отсюда видны руины здания, обычно именуемого Пританеоном (29) (дом заседаний городского совета), где священники (куреты) и девушки-весталки поддерживали вечный огонь.
Рядом находится Одеон (30) (концертный зал), открытый во II веке и изначально имевший крышу. Его ряды способны были вместить примерно 1400 зрителей.Добро пожаловать в Турцию!Надеюсь её скоро откроют!
Национальный парк Комодо в Индонезии — уникальная доисторическая достопримечательность
История, архитектура и культура Древнего царства Египта
Древняя Греция: куда поехать по следам античных мифов?
Афины: достопримечательности солнечной Греции
Чем заняться в Стамбуле — ТОП-5 интересных вещей для туристов
Подобрать хорошие, недорогие туры вам помогут операторы:
Во время путешествия очень удобно передвигаться по курорту на автомобиле. |
К примеру, Мой Автопрокат предлагает своим клиентам автомобили различного класса по выгодным условиям. Все предоставляемые машины находятся в отличном состоянии. Если вы путешествуете с детьми,Если вы путешествуете с детьми, дополнительно у автопрокатчика можно запросить бустер, детское кресло и даже люльку.
Страны Азии
Страны Европы
Об авторе
Олег Авдеев
Администратор
Блогер, путешественник, фотограф, счастливый семьянин и просто хороший человек!
Комментариев нет. Будьте первым!
Добавить комментарий